16 ноября 2016

Рынок хорошо знаком с малолитражными лебедянскими бетоносмесителями «СТРОЙМАШ» для бытового использования. Однако настоящей жемчужиной производства являются профессиональные машины на 800 и 1200 литров. Электрические или с дизельным приводом, они являются, по сути, отдельными растворобетонными установками в условиях отсутствия доступа к бетонному заводу.

Эти машины чрезвычайно актуальны для строительных площадок, удаленных от города или расположенных на неосвоенных территориях. Также их используют в технологических линиях заводов сборного железобетона и бетонных заводов. СБР-800, СБР-1200 и СБР-1200А позволяют производить нужное количество смеси, не переплачивая при этом за доставку и лишний раствор – существенная экономия средств, столь актуальная для строительного рынка на сегодняшний день.

Как удается совмещать высокий уровень качества и умеренную цену? В 2005 году завод вступил в эру высокотехнологичного производства. Приобретение станка для пробивки отверстий различных форм и вырезки контура заготовок Rainer Lux-12.25 стало первым шагом в длительном процессе модернизации и перехода к современным технологиям производства. Сейчас на производство одной машины, к примеру, профессионального бетоносмесителя СБР-440А.1 тратится всего 20 часов! Двадцать часов, только вдуматься, и это при том, что «СТРОЙМАШ» - это абсолютно автономное предприятие, которое конструирует и производит строительно-отделочные машины под ключ: начиная от разработки в собственном конструкторском бюро до покраски и упаковки.

Особой гордостью технологов является станок Trulaser 3040. Лазер позволил отказаться от оснасток, на перевыпуск и подбор которых прежде уходило много времени. Теперь же инженеру стоит только написать программу – и деталь точь-в-точь соответствующая проекту готова. Между созданием проекта и запуском производства один день! В программу можно оперативно вносить корректировки, что немало важно при разработке новых моделей, а сам принцип резки лазером позволяет экономить сырье и использовать его более рационально. Новое современное оборудование существенно позволило сократить расходы не только на время производства, но на оплату труда рабочих благодаря практически полной автоматизации процессов. «СТРОЙМАШ» не оставляет конкурентам ни единого шанса: ни один импортный аналог не превосходит лебедянские машины в соотношении цены и качества. Такого уровня просто невозможно добиться, ведь завод дает лучшую цену на продукцию, в производстве которой является лидером. К слову о запасе прочности, машины производства 80-х годов до сих пор в ходу у строителей.

В конце 2016 года «СТРОЙМАШ» работает над новыми задачами. Ужесточающаяся конкуренция с импортом диктует свои требования, поэтому к 2017 году планируется ввести в эксплуатацию новую покрасочную линию Vagner и дополнительную линию глубокой вытяжки – оборудование уже дожидается запуска. Это позволит увеличить объемы производства и расширить линейку новыми малолитражными машинами.

Уходящий год для лебедянского завода строительно-отделочных машин стал знаковым: 70 лет на передовой отечественного производства – это не просто солидный срок, это опыт, который обязывает. Однако большая история не синоним косных подходов к бизнесу: советской механике на смену пришли станки с электронным управлением, единообразию – гибкость и готовность подстраиваться за считанные часы, за монополией – клиентроориентированность и мягкая ценовая политика. Сегодня выставочный стенд «СТРОЙМАШ» можно встретить как в Германии на международной выставке Eisenwaremesse, так и на «Импортозамещение-2016» в Москве. Очевидно, в бесконечных ценовых гонках качество все равно всегда будет во главе угла.

30 апреля 2003

Машины, помогающие строить
Мы привыкли, что отечественные машиностроители давно утратили некогда прочные позиции. Но не все остались за бортом рынка. Те, кто успел вовремя перестроиться, определить свою рыночную нишу и закрепиться в ней, успешно работают и сегодня. И пускай не все получается, и не всегда результат измеряется колоссальной прибылью. Не сразу образуется цивилизованный рынок, и не в один день машиностроение может вернуть былую славу. Главное, что это можно сделать. Все секреты завоевания рынка известны. Нужно только поверить в собственные силы и определить свой путь. Остальное — дело времени.
Липовые аллеи
ОАО «Лебедянский завод строительно-отделочных машин» («Строймаш») — градообразующее предприятие. Один из микрорайонов Лебедяни появился благодаря именно этому акционерному обществу. Поликлиника, обслуживающая население района, раньше тоже относилась к заводу. Большие участки теплотрасс, канализации, водопровода сделаны руками заводчан. Сейчас в городе есть предприятия, которые по мощности и объему прибыли превосходят «Строймаш», но такого вклада в развитие города они пока не внесли.
По свидетельству самих жителей, в домах, отапливаемых заводской котельной, температура на пять-шесть градусов выше, чем в других. Социальная сфера никогда не оставалась без внимания: сотрудниками завода регулярно, из года в год, благоустраивается территория, ремонтируются детские площадки. Почему в самом начале рассказа о предприятии мы говорим о его социальной роли? Да потому, что в жёстких условиях господства капитала никто никому и ничем не обязан, завод запросто может отказаться от оказания всякой помощи. Но не откажется, потому что сильны традиции, потому что генеральный директор Александр Ролдугин, возглавляющий его более 20 лет, прекрасно понимает всю сложность времени, а коллектив его поддерживает.
Каждый год в Лебедяни сотрудники завода высаживают липы, только в прошлом году посажено более 200 саженцев. Высаживание лип здесь считается едва ли не ритуалом, нетрудно догадаться почему. Липовые аллеи, если угодно — символ, а, может быть, даже знак патриотизма. Как раз то, чего жителям мегаполисов так часто не хватает.
Производство
Завод существует с 1947 года, тогда это было одно из оборонных, номерных предприятий — завод № 6. Производили чугунное литье, строительные тачки, бетоно — и растворомешалки, другие виды строительной техники и инвентаря. В девяностых заводу пришлось приспосабливаться к новым условиям рынка. Рассказывает заместитель генерального директора Валерий Головань: «С 1993 года руководство завода во главе с генеральным директором начало разрабатывать стратегический план для выхода на свободный рынок. Прекрасно понимая, что в сложившейся ситуации рано или поздно предстоит бороться с конкурентами, мы нашли поставщиков комплектующих в дальнем зарубежье и перешли на выпуск совершенно новой продукции.
Сейчас этот товар составляет более 70 % от общего объема производства«. Новый вид продукции завода строительно-отделочных машин — это цикличные гравитационные бетоносмесители СБР различных моделей, от малых, объемом барабана 50 литров (СБР-50), до крупных, на 800, 1000 литров (СБР-800, 1200).
По большому счету, бетоносмеситель — это синоним бетономешалки. Но назвать так лебедянские машины не поворачивается язык. Современные бетоносмесители, выпускаемые на заводе, соответствуют мировому уровню качества и вошли в сто лучших товаров России в сфере машиностроения по итогам позапрошлого и прошлого года и в тысячу лучших российских товаров в 2002 году. Строго говоря, импортируют на завод не так много деталей, как может показаться. В производстве бетоносмесителей только «груши» (та часть, где замешивается бетон) завозятся из-зарубежа. Причин тому несколько: чтобы производить аналогичные комплектующие, необходим сложный механический пресс. Такого в России пока не производят, а импортные механизмы стоят столько, что овчинка становится дороже выделки.
Сейчас торговые представители известных фирм Германии, Италии, Франции готовы взять на реализацию лебедянскую технику. Во-первых, потому что она дешевле минимум на 10—15 %, а во-вторых, потому что качественнее и долговечнее (сказывается приспособленность к суровым российским условиям). Но решение о поставках руководство завода принимать не спешит, пока нет острой необходимости. В Центральной части России лебедянский завод на рынке чувствует себя уверенно, а что касается липецких строителей, то они вообще крайне редко доверяют дело другой технике. В последнее время предприятие начинает осваивать новые рынки на юге страны — Краснодар, Ставрополь и рынок Сибири.
Конкуренция? Да, она существует. Подобные бетоносмесители выпускаются в Москве, в Туле, в Новосибирске. Но только подобные. Технические характеристики техники лебедянского завода «СОМ» на порядок выше. «Соотношение цена-качество — главный показатель конкурентоспособности, — подчеркивает генеральный директор Александр Ролдугин,- Мы подсчитываем себестоимость своей продукции вплоть до каждой шайбы, иначе просто не выживешь. И раз товар востребован, значит, главный рыночный показатель у нас близок к оптимальному».
Зарубежные поставщики строительного оборудования действуют по проверенной схеме: вначале — демпинг, вытеснение отечественных товаров, а затем — установление своей, привычной цены и торговля без лишних хлопот. Но, к слову, вхождения России в ВТО руководством завода, может, и не приветствуется, но и не воспринимается как катастрофа. Дрожи в коленках из-за перспективы встретиться с зарубежными производителями у заводчан не возникает. Единственные пожелания работников предприятия власти — облегчить процедуру прохождения таможенного контроля и защитить от необоснованного снижения цен импортерами. Остальное они сделают сами.
Товары и рынок
Сорок девять дилеров представляют продукцию ОАО «Лебедянский завод строительно-отделочных машин». Гарантийный срок работы бетоносмесителя — 18 месяцев, но практика показывает, что машины при должном внимании и соблюдении техники эксплуатации служат до двадцати лет и больше. Все зависит от условий. Но даже если какая-то деталь вышла из строя (а производитель прекрасно знает потенциально уязвимые места своего товара), по первой же заявке нужная запчасть будет доставлена. На заводе каждый месяц разрабатывается как план поставок готовой техники, так и план производства необходимых запчастей.
С 1992 года на предприятии активно работает служба маркетинга. Необходимость ее создания диктовали новые экономические условия: нужно было не только изучить и оценить потенциальные рынки сбыта, но и систематизировать саму сбытовую схему. На сегодня маркетинговый отдел полностью соответствует тому смыслу, которое вкладывается в само понятие «маркетинг». Здесь собирается и систематизируется не только информация о состоянии рынка строительных машин, но и составляются предложения по разработки новых товаров, производство которых способно увеличить прибыль.
Как любое другое предприятие, специализирующееся на производстве строительной техники, лебедянский завод сталкивается с проблемой сезонного падения спроса. Зимой, как известно, строительства ведется мало, и заводу приходится работать «на завтра», заполняя склады новыми, сияющими яркой краской бетоносмесителями. Нужны новые виды продукции, и, надо сказать, они уже есть.
С ноября 2002 года на предприятии освоен выпуск тепловых пушек, компрессоров. Главная ставка опять же делается на стоимость новых товаров с сохранением надлежащего качества. На 2003-й год в планах завода — выпуск нового, более мощного штукатурно-смесительного агрегата (сейчас — 2,5 кубометра раствора в час, в планах — 4 кубометра в час), мини-завода по производству бетона, паркетно-шлифовальных машин.
Склад готовой продукции встретил нас стройными рядами новых, еще не запылившихся бетоносмесителей. В сезон таких агрегатов выпускается около 2000 штук в месяц. Рядом — небольшая производственная выставка, на которой представлен весь спектр товаров завода. Описывать технические характеристики каждого нет возможности и необходимости. Специалист при выборе все равно будет опираться на свои опыт и знания, а не специалисту технические подробности ни о чем не скажут. На мой взгляд не специалиста, все товары отличают три характерные черты хорошей российской техники — добротность, надежность, простота.
Когда мы выходили, наш «экскурсовод», сотрудник маркетингового отдела Вячеслав Бушнев заметил: «Считаете, склад забит? Приезжайте весной или летом, и вы увидите здесь только выставочные экземпляры».
Александр Слюсарев

20 января 2001

Сегодня бетономешалки и растворосмесители Лебедянского завода строительно-отделочных машин известны не только в России, но и во многих странах мира. Здесь лебедянцы -признанные лидеры: за ними - 40 процентов российского рынка. Современная строительная техника с берегов Дона прочно обосновалась в Казахстане, Белоруссии, Литве и уже настойчиво пробивается на западно-европейский рынок.
- Считаем, что некоторые наши изделия не уступают лучшим мировым образцам, производящимся в Италии, Германии, Франции, говорит ведущий менеджер предприятия Вячеслав Бушнев:
- "В очередной раз подтвердить это мы готовимся на международных выставках строительной техники, которые в этом году пройдут в Германии и Бельгии. На них, помимо традиционных бетоно и растворосмесителей, насосов, компрессоров, представим и новинку - минизавод по производству бетона…".
Планы и намерения строймашевцев впечатляют. А ведь совсем недавно завод еле дышал: сокращалось производство, росли долги, терялись кадры. Поворотным стал конец 90-х годов. Новое руководство взяло курс на выпуск наиболее востребованной на рынке продукции - строительных растворо-смесителей различного объема. Вскоре компактные, надежные и недорогие машины лебедянцы показали на выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Заказы на них стали поступать из регионов Сибири, Юга России, Казахстана, Белоруссии…
Чтобы оперативнее и полнее удовлетворять растущие потребности рынка, создали широкую дилерскую сеть. Региональные представительства завода появились в Белгороде', Екатеринбур-ге, Новосибирске, Сургуте, Чите, Ростове, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Словом, лидерство лебедянцев на российском рынке строительных бетоносмесителей стало очевидным. Это признают и их главные конкуренты - рязанцы и туляки.
- Рывок стал возможен, прежде всего, благодаря настрою заводчан, во что бы то ни стало победить. Ну и, конечно, инженерной мысли, верной экономической стратегии, - замечает генеральный директор завода Александр Ролдугин. Но мы пока лишь начали восхождение. До вершины - далеко. Предстоит большая работа, чтобы завод вошел в число лучших предприятий отрасли.
- Реализуя продукцию, предприятие дает на нее гарантию до 18 месяцев, -дополняет заместитель генерального директора завода Валерий Головань. — Но фактически наши машины работают по 20—25 лет. Надежность, компактность,
оригинальный дизайн, доступная цена — все это привлекает потребителя. Только ассортимент бетоносмесителей составляет у нас 19 видов. Их объем — от одного ведра до тонны раствора, а стоимость — от четырех до трехсот сорока тысяч рублей. Поэтому эти машины покупают для бытовых нужд и для мощных строительных предприятий, возводящих крупные объекты.
Строительство — дело сезонное. В летнее время, естественно, наблюдается бум, в зимнее — относительное затишье. Как уйти от сезонной зависимости? На Лебедянском заводе эту проблему решили: кроме строительной техники освоили выпуск продукции самого широкого назначения. Предприятие производит отопительное оборудование — котлы, тепловентиляторы, бойлеры; чугунное литье — садовые печи, плиты, колосники, ограды; садово-огородный инвентарь, различные инструменты — от домкрата до тисков, что обеспечивает круглогодичную загруженность цехов и постоянные доходы.
По мнению экономистов, завод достаточно уверенно вписывается в сложившуюся рыночную систему, успешно развивается. И одним из результатов этого становится растущая забота о социальной сфере предприятия, поддержка школ, детсадов, храмов района, существенная помощь городскому хозяйству. Немалую часть прилегающего жилого поселка он обеспечивает своим теплом, водой. А еще ремонтирует дороги, благоустраивает улицы, детские площадки.
Надо заметить, что производственную деятельность успешно дополняет и торговля. Причем не только заводская, но и фирменная. Лебедянцам очень полюбился их магазин «Былина». А в ближайших планах — открытие крупного супермаркета с отделом, где будет продаваться различная продукция предприятия. А вот оценка главы администрации района Николая Беляева: завод СОМ прочно входит в четверку крупнейших лебедянских предприятий — наряду с экспериментальным консервным заводом, машзаводом и сахарным заводом. На них в основном и держится район, ими в большей степени наполняется местный бюджет. Именно благодаря им район вышел в разряд недотационных, живущих на собственные средства. На «Строймаше» этим своим вкладом, этой ролью гордятся. Как говорит Александр Ролдугин: «Интересы предприятия простираются за границы России, но работает оно в первую очередь на благо земляков».